Слезы помогают ребенку пережить свои эмоции, выразить боль, протест или желание. На первых порах родители учатся распознавать причину детских слез. Но чем старше ребенок, тем чаще он слышит от взрослых требование прекратить плач. Родителям хочется поскорее остановить поток слез и вернуть ребенку хорошее настроение или добиться примерного поведения.

Но стоит ли спешить и как это сделать правильно, рассказывает доула, консультант по грудному вскармливанию, инструктор курсов для родителей Рома Китти Норрис.

“Не реви!”. Как сказать это правильно

Мы не любим детских слез, а уж подавно истерик. Но что если в этот момент дети делают что-то важное для их психики? Ведь плач — это их врожденная защитная реакция. Взрослые могут сбросить напряжение тем же плачем или смехом, дрожью в теле, вспышкой гнева. Мы это делаем редко, потому что нас с детства учили подавлять в себе такие реакции. Для того, чтобы дети учились управлять своими чувствами, мы не должны требовать: “Прекрати плакать!”, а поддержать и успокоить ребенка, тем самым устанавливая с ним более тесный и глубокий психологический контакт. Вот как это можно сделать.

Общие успокаивающие фразы 1.Я с тобой. 2.Я понимаю, как ты расстроен/-а. 3.Да, это очень тяжело, зайка. 4.Я буду рядом, пока тебе грустно. 5.Я никуда не уйду. 6.Ты в безопасности. 7.Самое главное для меня — быть сейчас рядом с тобой. 8.Мне так жалко, что ты потерял/-а игрушку (что твой друг сказал…, что у тебя упало мороженое).

9.Я тебя слышу, солнышко.

ККонкретизируем причины плача

1.Ты так хотел/-а эту игрушку (мороженое, чтобы папа остался дома, пойти в парк).

2.Эта собака (ребенок, поездка, как я повысила голос) напугала тебя. 3.Давай еще раз посмотрим, где болит. 4.Удерживаем ситуацию в рамках (и слушаем возражения). 5.Я не могу разрешить тебе пойти на праздник (ударить в ответ, играть моими очками).

6.Тебе нужно обуться (закончить домашнее задание, сесть в машину).

ННапоминаем, что ситуация может улучшиться

1.Я дам тебе еще конфетку, в следующий раз, скоро.

2.Я знаю, что ты с этим справишься. 3.Мама скоро вернется. 4.Я уверена, что ты все же можешь весело провести время. 5.Все в порядке с этой футболкой, тебе в ней хорошо.

6.Так, как сейчас, не будет всегда.

ЧЧего делать не надо:

1.Развешивать ярлыки на эмоции: «Я вижу, ты злишься!»

2.Отвлекать ребенка от его эмоций: «А давай пойдем и посмотрим, что там папа делает?» 3.Спешить исправить ситуацию: «Ну пошли уже, я куплю тебе это мороженое!» 4.Рационализировать: «Ну, мороженое ты ел/-а уже вчера». 5.Стыдить и заставлять молчать: «Что это за вой ты здесь разводишь?» 6.Наказывать и угрожать: «Если ты сейчас же не прекратишь, мы пойдем домой!»

Автор: Рома Китти Норрис