Если ребёнок не разговаривает. Краткий чек-лист обследований.
01.03.2023
Решила поделиться с вами небольшим списком обследований, которые мы проходили, когда искали причины отсутствия речи и пути решения.
ЗРР, ЗПР, РАС у ребенка.
Первое, о чем я хочу сказать, и что вызывает больше всего споров — это нормы развития.
Дорогие мамы и папы, вы можете сколько угодно слушать бабушек, соседей и подруг, что у них, же, ребёнок молчал до 3-х, а потом начал цитировать Шекспира в оригинале. Чаще всего эти истории сильно преувеличены и приукрашены. Возможно, они имеют место быть, но какова вероятность? Большой вопрос. Помните, что речь — это высшая функция, и она не появится на пустом месте, там, где нет базы, основных навыков и умений. Поэтому, для собственного успокоения, сверяйте основные этапы развития вашего ребенка, и если видите отставание — помогайте, не ждите, что все пройдёт «само».
Проверяем физическое здоровье.
1. Невролог.
Конечно, хотелось бы, чтоб это был специалист, имеющий опыт работы с неговорящими детьми, но, даже если это не так, то посетить этого врача необходимо в первую очередь. Проверяем физиологичское развитие — тонус, гибкость, рефлексы. Назначение ноотропов и других поддерживающих препаратов — тоже невролог. Как к ним относиться — решает каждый сам для себя. Ноотроп — не волшебная таблетка, но в комплексе вполне имеет место быть.
2. Лор и сурдолог.
Бывает, что речь отсутствует из-за проблем со слухом. Этот момент надо исключить.
3. Стоматолог.
Формирование челюсти и лицевые мышцы, длина уздечек — в компетенции этого врача. Заодно проверите зубки:)
4. Генетик (по показаниям)
5. Окулист.
История та же, что и со слухом. Исключаем проблемы, которые физически могут мешать развитию ребёнка.
Развиваем моторику
Часть вторая. Психологическая.
1. Психиатр.
Чаще всего эти врачи не смотрят детей до 3х лет, но в специализированных центрах такие специалисты есть. Хороший психиатр будет стараться найти контакт с ребёнком в любой форме и пытаться получить из него его умения и знания. Врач делает заключение о сохранности интеллекта и даёт хорошие рекомендации по коммуникации с неговорящими детьми.
2. Дефектолог.
Или логопед-дефектолог, ещё лучше, если он будет владеть основами нейропсихологии. Зачастую, родители «молчунов» ведут их к учителю-логопеду, и теряют время. Логопед занимается постановкой звуков, а когда звуков нет, логично, что и работать не над чем. Именно учитель-дефектолог в связке с нейропсихологом разрабатывают маршрут развития и занимаются запуском речи.
Третья часть. Обследование и процедуры.
1. Первое, на что вас, скорее всего, отправит невролог — ЭЭГ («шапочка»). Для назначения медикаментозного лечения необходимо быть уверенным в отсутствии эпи-активности.
2. УЗДГ — узи сосудов головного мозга. Сюда же УЗИ сосудов шеи.
3. КТ или МРТ
4. КСВП — проверка слуха, нам проводили после удаления аденоидов, были подозрения о снижении, но, к счастью, не подтвердились.
5. Тест Векслера — на данный момент является основной формой теста на интеллектуальное развитие детей 4 — 6 лет и является одним из ключевых для выявления детей с нарушениями развития (тяжелые нарушения речи, ЗПР, умственная отсталость, аутизм и др.)
Список методом проб и ошибок, хаотично бегая по разным врачам. Возможно, вам понадобятся дополнительные обследования и консультации. Но даже если он поможет хотя бы одному ребёнку, не упустив времени, решить проблему — значит все не зря.
ЗРР, ЗПР, РАС у ребенка.
Первое, о чем я хочу сказать, и что вызывает больше всего споров — это нормы развития.
Дорогие мамы и папы, вы можете сколько угодно слушать бабушек, соседей и подруг, что у них, же, ребёнок молчал до 3-х, а потом начал цитировать Шекспира в оригинале. Чаще всего эти истории сильно преувеличены и приукрашены. Возможно, они имеют место быть, но какова вероятность? Большой вопрос. Помните, что речь — это высшая функция, и она не появится на пустом месте, там, где нет базы, основных навыков и умений. Поэтому, для собственного успокоения, сверяйте основные этапы развития вашего ребенка, и если видите отставание — помогайте, не ждите, что все пройдёт «само».
Проверяем физическое здоровье.
1. Невролог.
Конечно, хотелось бы, чтоб это был специалист, имеющий опыт работы с неговорящими детьми, но, даже если это не так, то посетить этого врача необходимо в первую очередь. Проверяем физиологичское развитие — тонус, гибкость, рефлексы. Назначение ноотропов и других поддерживающих препаратов — тоже невролог. Как к ним относиться — решает каждый сам для себя. Ноотроп — не волшебная таблетка, но в комплексе вполне имеет место быть.
2. Лор и сурдолог.
Бывает, что речь отсутствует из-за проблем со слухом. Этот момент надо исключить.
3. Стоматолог.
Формирование челюсти и лицевые мышцы, длина уздечек — в компетенции этого врача. Заодно проверите зубки:)
4. Генетик (по показаниям)
5. Окулист.
История та же, что и со слухом. Исключаем проблемы, которые физически могут мешать развитию ребёнка.
Развиваем моторику
Часть вторая. Психологическая.
1. Психиатр.
Чаще всего эти врачи не смотрят детей до 3х лет, но в специализированных центрах такие специалисты есть. Хороший психиатр будет стараться найти контакт с ребёнком в любой форме и пытаться получить из него его умения и знания. Врач делает заключение о сохранности интеллекта и даёт хорошие рекомендации по коммуникации с неговорящими детьми.
2. Дефектолог.
Или логопед-дефектолог, ещё лучше, если он будет владеть основами нейропсихологии. Зачастую, родители «молчунов» ведут их к учителю-логопеду, и теряют время. Логопед занимается постановкой звуков, а когда звуков нет, логично, что и работать не над чем. Именно учитель-дефектолог в связке с нейропсихологом разрабатывают маршрут развития и занимаются запуском речи.
Третья часть. Обследование и процедуры.
1. Первое, на что вас, скорее всего, отправит невролог — ЭЭГ («шапочка»). Для назначения медикаментозного лечения необходимо быть уверенным в отсутствии эпи-активности.
2. УЗДГ — узи сосудов головного мозга. Сюда же УЗИ сосудов шеи.
3. КТ или МРТ
4. КСВП — проверка слуха, нам проводили после удаления аденоидов, были подозрения о снижении, но, к счастью, не подтвердились.
5. Тест Векслера — на данный момент является основной формой теста на интеллектуальное развитие детей 4 — 6 лет и является одним из ключевых для выявления детей с нарушениями развития (тяжелые нарушения речи, ЗПР, умственная отсталость, аутизм и др.)
Список методом проб и ошибок, хаотично бегая по разным врачам. Возможно, вам понадобятся дополнительные обследования и консультации. Но даже если он поможет хотя бы одному ребёнку, не упустив времени, решить проблему — значит все не зря.