Дислексия: симптомы, типы, виды тестов и информация о лечении

18.06.2018 Выкл.
Факты о дислексии:
  • Дислексия — это трудность в обучении чтению.
  • Дислексия может быть связана с наследственными факторами или другими факторами, которые влияют на развитие мозга.
  • Точная причина дислексии не полностью понята.
  • Диагностика дислексии включает в себя анализ обработки детьми информации от наблюдения, слушания и участия в мероприятиях.
  • Лечение дислексии в идеале предполагает планирование между родителем(-ями) и учителями.
  Что такое дислексия? Дислексия существует долгое время и определяется по-разному. Например, в 1968 году Всемирная Федерация Неврологов определила дислексию как «расстройство у детей, которые, несмотря на традиционный классный опыт, не могут достичь языковых навыков чтения, письма и написания, соизмеримых с их интеллектуальными способностями». Международная Ассоциация Дислексии предлагает следующее определение дислексии: «Дислексия — специфическая неспособность к обучению, имеющая нейрологическое происхождение. Характеризуется трудностями с точным или беглым распознаванием слов и недостаточными способностями в чтении и письме. Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка. Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей и полноценные условия обучения. Вторичные последствия могут включать проблемы с пониманием прочитанного, а плохая техника чтения стоит на пути роста словарного запаса и образования в целом.». Дислексия является наиболее распространенной формой инвалидности у детей и сохраняется на протяжении всей жизни. Тяжесть дислексии может варьироваться от легкой до тяжелой. Чем раньше дислексия лечится, тем более благоприятным является результат. Тем не менее, людям с дислексией никогда не поздно учиться улучшать свои языковые навыки. Дислексия может оставаться незамеченной в младших классах. Дети могут разочароваться в трудностях в обучении чтению. Важно отметить, что другие проблемы могут маскировать дислексию, например, ребенок может:
  • Показать признаки депрессии и низкой самооценки.
  • Иметь проблемы с поведением дома, а также в школе, которые часто проявляются.
  • Стать немотивированным и проявлять неприязнь к школе, из-за чего успех может быть поставлен под угрозу, если проблема остается без внимания.
  Что вызывает дислексию? Дети с дислексией испытывают трудности в обучении чтению, несмотря на традиционное обучение, по крайней мере средний интеллект, адекватную мотивацию и возможность обучаться. Считается, что это вызвано нарушением способности мозга обрабатывать фонемы(самые маленькие единицы речи, которые делают слова отличными друг от друга). Это не связано с проблемами зрения или слуха. Это происходит не из-за умственной отсталости, повреждения мозга или отсутствия интеллекта. Причины дислексии различаются по типу. В первичной дислексии большое внимание уделяется наследственным факторам. Недавно исследователи определили специфические гены, которые, по-видимому, способствовали появлению признаков и симптомов дислексии. Это исследование очень важно, поскольку это может позволить идентифицировать тех детей, которые подвержены риску развития дислексии, и обеспечить более ранние образовательные вмешательства и лучшие результаты.   Каковы различные типы дислексии?
  • Первичная дислексия: это наиболее распространенный тип дислексии и является дисфункцией, а не повреждением левой части мозга (коры головного мозга) и не изменяется с возрастом. Существует вариабельность тяжести инвалидности для индивидуумов с этим типом дислексии, и большинство, кто получает соответствующее образовательное вмешательство, будут в академическом плане успешными на протяжении всей своей жизни. К сожалению, есть и другие, которые продолжают активно бороться с чтением, письмом и написанием на протяжении всей своей взрослой жизни. Первичная дислексия передается по семейным линиям через гены(наследственные) или через новые генетические мутации, и чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.
  • Вторичная или дислексия развития: этот тип дислексии вызван проблемами развития головного мозга на ранних стадиях развития плода. Дислексия развития снижается по мере взросления ребенка. Это также встречается у мальчиков.
  • Дислексия при травме: Этот тип дислексии обычно возникает после некоторой формы травмы мозга или повреждения области мозга, которая контролирует чтение и письмо. Это редко встречается у современного населения школьного возраста.
К другим типам неспособности обучаться относятся:
  • Термин визуальная дислексия иногда используется для обозначения нарушения визуальной обработки, состояния, при котором мозг неправильно интерпретирует визуальные сигналы.
  • Термин слуховая дислексия используется для обозначения нарушения слуховой обработки. Подобно нарушению визуальной обработки, возникают проблемы с обработкой звука и речи мозгом.
  • Дисграфия относится к трудности ребенка, удерживать и контролировать карандаш так, чтобы на бумаге были сделаны правильные пометки.
  Каковы признаки и симптомы дислексии? Учителя в классе не могут определить, имеет ли ребенок дислексию. Они могут обнаруживать ранние признаки, которые предполагают дальнейшую оценку психологом или другим специалистом в области здравоохранения, чтобы фактически диагностировать расстройство. Признаки и симптомы дислексии:
  • Отсроченное раннее развитие языка.
  • Проблемы распознавания различий между подобными звуками или сегментами слов.
  • Медленное изучение новых слов лексики.
  • Сложность копирования с доски или книги.
  • Сложность с навыками чтения, письма и правописания.
  • Ребенок не может запоминать контент, даже если он включает в себя любимое видео или сборник рассказов.
  • Проблемы с пространственными отношениями могут выходить за пределы классной комнаты и наблюдаться на игровой площадке. Ребенок может казаться несогласованным и иметь трудности с организованным спортом или играми.
  • Трудность определения доминантной руки является обычным явлением, и часто не может быть установлено.
Слуховые проблемы в дислексии охватывают множество функций:
  • Обычно ребенок может испытывать трудности с запоминанием или пониманием того, что он слышит.
  • Вызов последовательности вещей или нескольких команд одновременно может быть затруднен.
  • Части слов или части целых предложений могут быть пропущены, а слова могут казаться смешными.
  • Вместо этого может использоваться неправильное слово или аналогичное слово.
  • Дети, борющиеся с этой проблемой, могут знать, что они хотят сказать, но испытывают трудности с поиском реальных слов, чтобы выразить свои мысли.
У детей с дислексией наблюдаются многие тонкие признаки:
  • Дети могут быть замкнуты, и, кажется, подавлены.
  • Они могут совершать действия, направленные на привлечение внимания, на трудности в обучении.
  • Проблемы с чувством собственного достоинства могут возникнуть, а взаимодействие между сверстниками и братьями и сестрами может стать напряженным.
  • Эти дети могут потерять интерес к занятиям, связанным со школой, и выглядят немотивированными или ленивыми.
  • Эмоциональные симптомы и признаки столь же важны, как и академические, и требуют равного внимания.
  Что должны делать родители или опекуны, если они подозревают, что у ребенка есть признаки и симптомы дислексии? Очень важно проконсультироваться со своим педиатром, если вы обеспокоены развитием вашего ребенка. Кроме того, встреча с учителями вашего ребенка является важным шагом к получению большего количества ответов. В идеале, в каждой школе должна быть команда, которая собирается на регулярной основе для обсуждения проблем, которые может иметь конкретный ребенок. Эти команды состоят из основного, классного учителя и одного или нескольких из следующих в зависимости от штатного расписания школы, например
  • школьный психолог,
  • медсестра,
  • логопед,
  • специалист по чтению и
  • других соответствующих специалистов.
Родитель должен всегда включаться как часть этой команды. Команды обычно называются:
  • Детские учебные группы,
  • Студенческие учебные группы или
  • Группы поддержки учащихся.
Любой родитель или учитель, который подозревает проблему обучения, может запросить встречу с этой командой, чтобы обсудить проблему ребенка. Родитель может запросить это, даже если учитель чувствует, что ребенок преуспевает. Иногда принимается решение проверить ребенка. Родитель или учитель может запросить тестирование, но это невозможно сделать без письменного разрешения родителей. Если ребенок посещает частную школу, в которой отсутствуют соответствующие специалисты для оценки предполагаемой проблемы обучения, его следует направлять в систему общеобразовательной школы для оценки. Если тестирование не будет удовлетворительно проведено в системе государственных школ для частных или государственных школьников, родителям необходимо будет найти подходящих специалистов в области здравоохранения для оценки. Поскольку тестирование иногда может быть тяжелым для детей, особенно если они недовольны своей успеваемостью в школе, альтернативные стратегии обычно проверяются до того, как тестирование будет выполнено. После того, как план оценки был обсужден с родителем(-ями), и они предоставили разрешение, школьная команда завершает тестирование и проводит встречу с родителем(-ями) для обсуждения результатов тестирования. План оценки для каждого ребенка зависит от конкретных проблем, которые испытывает ребенок. Каждый план должен включать тестирование в пяти областях:
  1. Познавательная способность (интеллект).
  2. Академическая успеваемость.
  3. Коммуникация.
  4. Сенсорный/моторный.
  5. Здоровье и развитие.
Тестирование будет проводиться различными членами школьной команды или специалистами, которые консультируют родителей. Как правило, школьный или клинический психолог определяет, имеет ли ребенок дислексию. Поскольку существуют различные формы дислексии, такие как умственная отсталость в чтении, письменном языке или математике, психолог диагностирует специфический тип. Другая форма, известная как выразительная языковая задержка, может быть диагностирована логопедом.   Какие тесты диагностируют дислексию? Дислексия — сложное расстройство для диагностики. Есть много факторов, которые психолог или другой медицинский работник рецензирует для диагностики неспособности. Тестирование определяет уровень работоспособности ребенка и сравнивает его с потенциалом чтения, который оценивается с помощью теста интеллекта. Все аспекты процесса чтения рассматриваются, чтобы определить, где происходит провал. В ходе тестирования дополнительно оценивается, как ребенок воспринимает и обрабатывает информацию и что он делает с ней. Тесты определяют, учится ли ребенок лучше, если воспринимает информацию:
  • на слух,
  • визуально или
  • делая что-то(кинестетическое).
Они также оценивают, работает ли ребенок лучше, когда ему разрешено давать информацию(вывод), говоря что-то(устно) или делать что-то своими руками(тактильно-кинестетическое). Тесты также оценивают, как все эти сенсорные системы(модальности) работают совместно. Контролируемые тесты стандартизированы и считаются высоконадежными.
  • Ребенок не должен чувствовать, что что-то не так, потому что происходит тестирование.
  • Многие из тестов используют формат игрового типа или головоломки, которые могут помочь ребенку чувствовать себя более комфортно.
  • Дети должны хорошо выспаться до начала тестирования и хорошо позавтракать.
  • Если тестирование проводится в школьной обстановке, учитель может подготовить ребенка, поговорив о человеке, который придет и проведёт специальную работу с ребенком.
  • С маленькими детьми психолог может посетить детский класс до начала тестирования, чтобы ребенок ознакомился с ним.
  • Независимо от того, проводится ли тестирование в школе, родитель может захотеть поговорить со своим ребенком о новом человеке, который приступает к работе с ними. Однако родители не должны пытаться обучать ребенка в отношении тестирования. Рекомендуется, чтобы родители не присутствовали во время тестирования.
Стандартный список тестов может включать, но не ограничивается следующими:
  1. Шкала интеллекта Векслера для детей — Третье издание (WISC-III).
  2. Оценочная батарея Кауфмана для детей (KABC).
  3. Шкала интеллекта Стэнфорда-Бине.
  4. Психопедагогическая батарея Вудкока-Джонсона.
  5. Индивидуальный тест Пибоди на достижения(PIAT).
  6. Индивидуальные тесты успеха Векслера(WIAT).
  7. Испытания достижений в области образования Кауфмана (КТЕА).
  8. Тест Бендера-Гештальта для исследования зрительно-моторной координации.
  9. Тест Бири на развитие визуальной интеграции(VMI).
  10. Тест на визуальный контроль(MVPT).
  11. Исследование объёма кратковременной памяти на цифровые и буквенные стимулы (VADS).
  12. Тестирование слухового восприятия (TAPS).
  13. Тест визуального восприятия (TVPS).
  14. Словарный тест в картинках Пибоди.
  15. Вырази иллюстрацию одним словом тест.
  16. Тест на слуховое восприятие языка.
  Какой тип лечения доступен для дислексии? Прежде чем начать лечение, необходимо провести оценку, чтобы определить конкретную область неспособности ребенка. Хотя существует множество теорий об успешном лечении дислексии, нет никакого реального лечения. Школа должна разработать план с родителями для удовлетворения потребностей ребенка. План может быть реализован в специальном образовании или в обычном классе. Соответствующий план лечения будет сосредоточен на укреплении слабых мест ребенка при использовании сильных сторон. Прямой подход может включать в себя систематическое изучение фонетики. Также можно использовать методы, предназначенные для эффективного взаимодействия всех чувств. Компьютеры являются мощными инструментами для этих детей и должны использоваться как можно больше. Ребенок должен учиться способностям компенсировать и схватывать на лету. Следует обратить внимание на оптимальные условия обучения и альтернативные возможности для работы учащихся. В дополнение к тому, что предлагает школа, есть альтернативные варианты лечения, доступные за пределами школы. Хотя альтернативные методы лечения обычно рекомендуются, существуют ограниченное количество исследований, подтверждающих эффективность этих методов лечения. Кроме того, многие из этих процедур очень дорогостоящие, и, они могут легко ввести в заблуждение расстроенных родителей, слышащих о чём-то дорогостоящем и звучащем привлекательно. Возможно, самым важным аспектом любого плана лечения является отношение. На детей будет влиять отношение взрослых людей вокруг них. Дислексия не должна служить оправданием для ребенка, чтобы избежать письменной работы. Поскольку академические требования к ребенку с дислексией могут быть большими, и ребенок может легко утомляться, приращения работы должны быть разбиты на соответствующие куски. Частые перерывы должны быть встроены в классное и домашнее время. Необходимо подкреплять старания для усилий и получения достижений. Следует изучить и использовать альтернативы традиционным письменным заданиям. Учителя учатся доставлять информацию ученикам различными способами, которые не только интересны, но и полезны для учащихся, которые могут лучше учиться разными способами. Интерактивная технология предоставляет интересные способы для учеников получить отзывы о том, что они узнали, в отличие от традиционных задач с листом и ручкой.   Каков прогноз для человека с дислексией? Прогноз для детей с дислексией является переменным и зависит от причины. В случае первичной дислексии, чем раньше был поставлен диагноз и началось вмешательство, тем лучше результат. Также важно сосредоточиться на самооценке ребенка, поскольку дело с дислексией может быть крайне расстраивающим. Наконец, важно признать, что многие известные и успешные люди страдали от дислексии, включая Альберта Эйнштейна и Стивена Спилберга, просто чтобы назвать пару имён.